Ил-2 в Керченском проливе

GagTime / 24 Авг 2015 / Нет комментариев

При строительных работах моста через Керченский пролив, командой гидрологов, обнаружен штурмовик Ил-2. Когда самолет удалось поднять на борт судна, в кабине были обнаружены останки летчика.

Прямо на борт судна вызвали поисковиков, основная работа по обследованию самолета была предоставлена им. Работниками полиции из кабины штурмовика изъят пистолет «ТТ» — штатное оружие летчиков.

Александр Шимкив, из Геленджикского ВПЦ «Подвиг» провел предварительное обследование боевой машины. Судьба второго члена экипажа — стрелка, пока остается неизвестной. Фюзеляж самолета обломан как раз в районе кабины стрелка.

Продолжаются работы со штурмовиком Ил-2, поднятым из Керченского пролива. Установлен номер самолета и двигателя. А в кабине, среди останков пилота, поисковиков ждала важная находка.

Буквально через несколько часов, Евгений Порфирьев сообщает полученную информацию:
Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 выпущен на заводе № 1 в Куйбышеве 19 июля 1943 года.
Это уже время наступления наших войск на Крым. Проверяется база данных самолетов, имеющаяся у «Кубанского плацдарма». Выясняется следующее. По 4-й воздушной армии такого самолета нет, скорее всего он флотский, а по самолетам ЧФ база очень скромная. Направляется запрос в архив.

Самолет был доставлен на базу в Геленджик, где поисковики занялись эксгумацией останков летчика и выявлением номера мотора и самолета. Моторный капот открылся достаточно легко, хоть и боевая машина пролежала семь десятков лет на дне пролива. И вот он, первый момент истины. Номер мотора штурмовика.

Тем временем, продолжается работа с самолетом. Скрупулезно разбирается мешанина из деталей, донных отложений в кабине.

Грудная клетка летчика находилась внутри спасательного жилета в районе педалей. Среди ребер найден орден Боевого Красного Знамени.
Состояние очень плохое, при попытках очистить его от наростов, обламываются края, номер не читается. Орден временно законсервировали в пресной воде. В выходные, с ним будут работать. Есть надежда, что удастся установить его номер. А по нему – уже имя летчика.

Евгений Порфирьев:

Если самолет из состава ВВС ЧФ, что очень вероятно, то он входил в состав 11 ШАД ВВС ЧФ. Которая включала в себя 8 и 47 ШАПы. Проверены списки потерь за осень-зиму 1943 г. У моряков в боевых донесениях указывались награждения. Поэтому список возможных вариантов можно сократить до двух пилотов, награжденных орденами Красного Знамени:
1. мл. л-т Полуэктов Петр Ильич, 1920 г.р., 8 ГШАП
2. майор Каверзин Николай Ильич, 1907 г.р., 47 ШАП
Оба не вернулись с боевого задания 01.12.1943 г.

Так как этот Ил-2 поздних выпусков – он уже двухместный. За кабиной пилота находилась кабина стрелка. То, что он вел бой до последнего патрона, говорит совершенно израсходованный боезапас к пулемету УБС. Боезапас пулеметов,, которыми управлял пилот израсходован наполовину. Очевидно, что штурмовик подвергался атакам самолетов противника с хвоста, а во время боя, скорее всего пилот был убит или смертельно ранен. Судьба стрелка пока неизвестна. Погиб ли он вместе с самолетом, или успел выбросится с парашютом, могут рассказать архивные документы.

Работы продолжаются.