Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году

GagTime / 24 Янв 2016 / Нет комментариев

3 августа. До конца года осталось 150 дней, В 1980 году в этот день прошла церемония торжественного закрытия XXII Олимпийских игр в Москве, а в 1914-м — Германия объявила войну Франции.
Но мне хотелось бы напомнить о другом событии. 3 августа 2015 года исполняется 20 лет с того дня, как истребители талибов в Кандагаре перехватили российский Ил-76, направлявшийся в Баграм. Тогда в плен были взяты семь россиян.
Тот самый борт:

3 августа 1995 г. самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании «Аэростан» выполнял транспортный рейс из Тираны (Албания) в Баграм (Северный Афганистан). Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова.

На борту были 1304 ящика с патронами калибра 7,62 мм, которые, согласно международным нормам, относились к амуниции и были разрешены к перевозке на самолетах.
Во время полета над территорией Афганистана, контролируемой «Талибаном», с земли последовала команда заходить на посадку для осмотра груза. Говорили по-русски. В хвост Ил-76 пристроился истребитель талибов, демонстрируя серьезность намерений. Бортинженер Сергей Бутузов предложил потянуть время, но хитрость не сработала. Из ангара вырулил и приготовился к взлету второй истребитель.
Пилот Гулям, который на МИГ-21 перехватил и посадил ИЛ-76 на аэродроме в Кандагаре:

Ил-76 под угрозой открытия огня был посажен на аэродроме в Кандагаре. При досмотре в одном из ящиков были обнаружены крупнокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки. По одной из версий, этот ящик был загружен на борт в последний момент агентами «Талибана» в Тиране.
Всех семерых членов экипажа самолета посадили под домашний арест. «Талибан» обвинил их в поставке оружия войскам «Северного альянса», возглавляемого президентом Афганистана Бурхануддином Раббани и министром обороны Ахмадом Шахом Масудом.
Будни заложников:

Более года (378 дней) члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.
«Мы не знали, что будет завтра, жили неизвестностью. Самый страшный день в плену, это когда однажды ночью охранники разбудили нас и посадили в автобус. Я уже решил, что нас везут на расстрел. Оказалось, что нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению», – рассказывал потом командир самолета Владимир Шарпатов.
До побега еще несколько месяцев…

По словам Шарпатова, президент Татарстана Минтимер Шаймиев присылал к пленникам своего представителя Тимура Акулова, который пытался уговорить талибов отпустить летчиков. Он привозил им письма и газеты, через него они отправляли письма родственникам.
Тимур Акулов:

К переговорам с талибами, помимо МИД России и делегации Татарстана, привлекали посредников из ООН и Организации Исламская конференция. Российская сторона привлекала к разрешению сложившейся ситуации президента США Билла Клинтона, вице-президента США Альберта Гора и премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто.
Замир Кабулов (главный переговорщик от МИД России) общается с экипажем:

Усилия дипломатов и посредников по освобождению российского экипажа успехом не увенчались. Посредники смогли добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить их побег.
Член оперативной группы Зураб Кекелидзе беседует с летчиками:

Экипажу было разрешено раз в месяц проводить техобслуживание захваченного самолета, который все это время стоял заправленным в аэропорту Кандагара. 16 августа 1996 г. экипаж по согласованию с талибами проводил очередное техобслуживание. Воспользовавшись ослаблением бдительности из-за пятницы (выходной у мусульман) и времени молитв, летчики завели самолет и начали поднимать его в воздух. Самолет долго не мог набрать скорость и оторвался от земли буквально с последней плиты взлетной полосы. Трое охранников, которые в этот момент находились на борту, были оперативно обезоружены.
Прощай, Кандагар.

Пока самолет набирал высоту, службы аэродрома безуспешно пытались найти пилота единственного истребителя – воспользовавшись выходным, он уехал из города. Пролетев часть пути на предельно низких высотах, чтобы не засекли локаторы, Ил-76 пересек границу Ирана и приземлился в ОАЭ.

22 августа 1996 г. указом президента Российской Федерации Борисом Ельциным за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, командиру самолета Владимиру Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденами Мужества.
В 2009 г. в России по событиям 1995-1996 гг. режиссер Андрей Кавун снял фильм «Кандагар». В прокат картина вышла 1 февраля 2010 г.

В настоящее время грузовой транспортный самолет Ил-76, регистрационный номер RA-76842, участник побега из Кандагара, выполняет гуманитарные миссии под флагом авиакомпании «Авиакон Цитотранс».

Использованы материалы с http://ria.ru, http://photopolygon.com/ и других открытых источников.